Борьба за качество

(Из воспоминаний Гарника Оганесяна)

Проблема номер один состояла в товарном наполнении, проще говоря - в том, что именно и в каком количестве попадало в торговые залы "Детского мира". Проблема номер два была вот в чем: насколько предлагаемые нами товары детского ассортимента соответствовали эстетическим пожеланиям покупателей. Центральному "Детскому миру" пришлось взять на себя новые, несвойственные прежде функции - выступать в качестве инициатора разработки и производства самых разнообразных товаров для детей, от обуви и школьной формы до наборов инструментов для уроков труда. Какой группы товаров ни коснись - везде возникали сложности и преграды. И дело было не в том, что изготовители были настроены против детей, вовсе нет. Просто действовавшие в те годы экономические законы и правила, мягко говоря, не способствовали тому, чтобы производственники были заинтересованы выпускать для детишек что-то новенькое, яркое, удобное и недорогое. Проще и важнее было "давать план", перевыполнять принятые соц. обязательства. А в результате на наших полках и вешалках гнездились мешковатые штаны и унылые платья, несгибаемые сандалии и куцые пальто. Приходилось выстраивать качественно новые взаимоотношения с промышленными предприятиями, различными министерствами и ведомствами, "подключать" общественные организации, отстаивать интересы наших маленьких покупателей с помощью средств массовой информации, формировать общественное мнение. Приведу характерный пример.

У нас установились хорошие партнерские взаимоотношения с Общесоюзным Домом моделей одежды, которым долгие годы руководил Вячеслав Михайлович Зайцев. И мы так поставили дело, что без одобрения "Детского мира" ни одна новая коллекция одежды для детей не могла быть запущена в массовое производство. Нас приглашают на показ, мы приходим, смотрим, радуемся от души - красиво, ярко, эстетично, просто сказка! Доходит дело до производства этих самых моделей. Куда-то пропадают яркие расцветки и современные ткани, а об изяществе кроя и совершенстве линий даже говорить не приходится. "Что случилось?" - спрашиваем производственников. А те отвечают: "Да на нашем промышленном оборудовании такое пошить невозможно, эти модельеры делали-то все вручную". Текстильщики не дают тканей ярких привлекательных расцветок, у кожевников свои проблемы с выпуском мягкой эластичной кожи. У химиков веские доводы - где взять необходимые компоненты для сочных красителей? У плановых работников - свои "железные" аргументы. И у обувщиков. И у мебельщиков. И у чиновников из Министерства легкой промышленности.

Проще всего было бы развести руками, мол, "на нет и суда нет". Но ведь в глаза маленьким покупателям нам, торговым работникам, надо было смотреть. И такие слова, как "рабочая совесть", "любовь к своей профессии", "ответственное отношение к труду" не были для нас пустым звуком.

Приходилось искать и находить новые методы организации деловых взаимоотношений со смежниками, поставщиками, разработчиками и т.д. Так, мы стали выходить на прямые связи с промышленностью, организовывать выставки-продажи конкретных групп товаров, выставки-смотры, покупательские конференции, анкетные опросы, показы новых изделий для детей и подростков. И что было в этом деле самое главное - с непосредственным участием самих поставщиков. Чтобы получали информацию о своих замечательных изделиях, как говорится, из первых рук - от самих покупателей. Объективно, глаза в глаза. Оказалось очень действенным методом.

Так, в конце марта 1982 года мы обратили внимание на резкое снижение покупательского спроса на ряд изделий московского производственного швейного объединения "Смена". Организовали выставку-продажу этой продукции, в рамках которой специалисты "Детского Мира" совместно с представителями "Смены" провели комплексное изучение спроса на детскую одежду и ткани, из которых на "Смене" шили платья для девочек. По окончании выставки-продажи состоялся серьезный, откровенный профессиональный разговор - как сейчас говорят, "разбор полетов". В нем приняли участие, помимо нас и работников "Смены", представители вышестоящих министерств и ведомств, Общесоюзного Дома моделей одежды, предприятий-смежников. В итоге были сняты с производства изделия, не отвечавшие пожеланиям и спросу покупателей. Одновременно с этим было решено значительно увеличить выпуск товаров, пользующихся повышенным спросом, расширить их ассортимент, больше внимания уделять качеству и эстетике товаров для детей. Немаловажная деталь: отношение к выпуску товаров для маленьких покупателей у этого предприятия-монополиста стало более ответственным.

Такая практика полностью себя оправдала, и эта форма взаимоотношений с поставщиками стала наиболее действенной. Аналогичные встречи периодически состоялись у нас с обувщиками, в ходе которых очень остро стояли вопросы качества выпускаемой детской обуви, с работниками трикотажной промышленности, изготовителями игрушек и представителями других предприятий-поставщиков. Так, только в 1982 году по инициативе "Детского Мира" было проведено около 100 выставок-продаж, в них приняло участие свыше 400.000 покупателей.



Интернет-агентство полного цикла BELTI - Universal Communications